2009-10-04
Современные белорусские художники размышляют о сути фотографии
я был несколько удивлен откровениями о фотографии группы белорусских художников, живущих и работающих в такой фотографической стране как Германия:
"Каждый из участников нашей группы пользуется в своём творчестве различными медиа, что влияет на синтетический характер наших проектов, и на выбор технологического процесса, которым мы пользуемся в совместном творчестве.
Наши работы можно классифицировать как «цифровую фотографию», лишь из-за того, что мы используем цифровую обработку и печать изображения. На самом деле, собственно фотографией в чистом виде наши работы называть нельзя. Мы скорее относим их к разряду традиционной картины, которая приобретает свою форму и содержание путем конструирования её элементов в одно целое неразрывное изобразительное пространство.
Что же касается фотографии или фотографической изобразительности, нас особенно интересует проблема восприятия окружающего пространства через глазок видоискателя или отверстие объектива, своего рода торжество фотографического одноглазого видения в современной изобразительной культуре. На первоначальном этапе создания наших работ мы часто пользуемся фотосъемкой, однако, при этом, мы никогда не называем свои работы фотографией, и даже противопоставляем себя этой технологии и художественной тенденции. Мы смотрим на объёмный мир двумя глазами и пытаемся изобразить увиденное в пространстве и во времени."
Источник: альтернативный pdf-журнал о современном искусстве "сгусток"
Такая позиция кажется мне странной своим высокомерным отношением к фотографии как к полноценному изобразительному средству. Наши самые передовые арт-умы, бежавшие от местечкового арт-мракобесия в Академии искусств на свободный Запад, воспринимают фотографию не более, чем некий механизм для быстрого и правдоподобного (хотя и одноглазого - по словам авторов интервью :)) создания изображений... Это лишь основа для более высоких по статусу живописных практик... Хмм... но кажется, что этот подход исповедывали и продолжают исповедывать в Академии искусств в Минске - и называют это, не стесняясь, "фотодизайном"... Стоило ли тогда так далеко бежать, чтобы однажды обнаружить в себе старые комплексы "живописцев"?
Автору замечательного по дизайну и по контенту pdf-журнала "Сгусток" хотелось бы пожелать включать в обзоры не только откровения местных корифеев современного искусства, но и мысли классиков теории и психологии восприятия искусства. Хотя бы того же архаичного, но до сих пор актуального Рудольфа Арнхейма.
Очень любопытные мысли Арнхейм высказал в статье "О природе фотографии":
"В былые времена, когда художник ставил где-то в углу свой мольберт, чтобы нарисовать картину рыночной площади, на него смотрели, как на чужака с любопытством, страхом и, быть может, удивлением. Ведь посторонний мог только созерцать объект, но не манипулировать с ним. За исключением тех ситуаций, когда художник буквально, т. е. физически, стоял у кого-то на пути, он никак не смешивался с окружающей его жизнью. У людей не возникало ощущения, что за ними подсматривают или следят, если, конечно, они в тот момент случайно не оказывались на скамейке перед художником; ведь всем было очевидно, что художника интересуют не актуальные события, а нечто совсем другое. Только сиюминутное является личным, а художник непосредственно наблюдал за тем, что в данный момент не было, потому что это было там всегда. Живопись никогда никого не разоблачала." (Статью можно почитать на "старом" "Фотоскопе")
Эту мысль надо помнить всегда, особенно надо осознать это всем "фото-бэйзд-артистам". Фотография, подвергнутая тем или иным манипуляциям больше уже не работает как фотография, как зеркало реального...
Меня пугают, а мне не страшно... Это всего лишь живопись...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий