2010-01-08

Критика в ожидании аналитики


Фотография Дмитрия Короля, который не фотокритик, а просто фотограф с www.photoclub.by


Так вот, бывает, наступит Новый год или Рождество не так, как у всех - и хандра... но почитаешь ЖЖ замечательных и умных людей - и летать охота! Ну или хотя бы шевелить мозгами...

Марат Гельман в своем ЖЖ поместил свою остроумную классификацию художественной критики "Апология критики".

Итак, критика бывает:

"Критика справа – это фактор. Она существовала всегда. Это чаще всего невежественная, не дающая себе труда разобраться критика (типа не хочу разбираться в сортах говна, мне что ваш Дюшан, что Уорхолл, что малевич)."

"Слева - молодые художники, левые теоретики, «вечные революционеры». Для них ты часть системы. В первую очередь капиталистической системы превращающей произведения искусства в товар, диктующей «актуальность», формирующей институт «звезд». Для них ты истэблишмент. Они выступают против музея в принципе."

"Сбоку – заинтересованные. Те кого все бы устраивало, если бы они в этом всем участвовали. Те, чьи интересы твоя деятельность задевает непосредственно (они так считают)."

"Критика Изнутри – Чаще всего критики – это художники. Формулируя для себя «что такое искусство» они проецируют свою систему на всех. И те кто в шаблон не вписываются – получают «жупел»: - формалист, литературщина, дизайн, плакат, гламур, провокация, вторичность, духовка, энтертеймент, карикатура и.т.д."

"Ситуационная критика: этим по большому счету все равно. Они решают свои вопросы. Ты для них спарринг партнер, с помощью которого они себя позиционируют и рекламируют. Ну и в некоторых случаях пытаются разобраться со своими политическими противниками – твоими партнерами. У этих своих «претензий» нет. Они их могут заимствовать у всех остальных."

"Ну и наконец, редкий и желанный критик – аналитик. Который сравнивает задачи, которые ты перед собой ставишь с результатами твоей деятельности. И смотрит – получается или нет. Правильно ли сформулированы задачи. Какие засады тебя ждут. И.т.д. Такой агент истории искусства. Отстраненный и заинтересованный только в одном - найти следы общего в частном. Объективизировать субъективное."


Очень своевременный текст - особенно в свете последних локальных медиа-скандалов вокруг фотовыставки Валерия Ведренко в Красном костеле или выставки работ Марины Копиловой "Запасы на зиму" в галерее современного искусства "Ў".

Словом, девиз наступившего нового года: "Аналитику, давай!!! Критики хватит уже!"

Кому бы это скинуть свой нерастраченный критический запас? Задаром!

Комментариев нет:

Отправить комментарий