2009-12-06
Документальная фотография и пресс-фотография: почувствуйте разницу
В Минске сейчас одновременно проходит несколько выставок, которые относятся к жанру документальной фотографии: "Минские фотографии. Частная жизнь", "Архив времени" и "Литовская пресс-фотография".
Однако, при более близком рассмотрении становится ясно, что за внешним подобием этих выставок кроется существенное различие в подходах к документальной фотографии как таковой, к фотожурналистике и к пресс-фотографии.
"Минские фотографии. Частная жизнь" может быть названа монотематическим проектом документальной фотографии большой группы авторов. Единственная тема изначально задана: частная жизнь минчан. Именно это и придает выставке цельность, хотя в ней объединены очень разные фотографии как по замыслу, так и по техническому уровню исполнения.
Проект "Архив времени" - это конкурс социальной документальной фотографии. Причем, на конкурс принимались только проекты, включающие в себя авторские серии фотографий и текст, объясняющий мотивировку обращения автора к той или иной теме или очерк, разъясняющий происходящее в кадре с авторской оценкой события. Таким образом, этот проект приближается к конкурсу фотожурналистских исследований. Наличие трех номинаций (Жизнь маленькой деревни, Портрет уходящего поколения, Семейные обычаи, праздники, ритуалы и свободная тема) также придает итоговой выставке определенную цельность: совокупность серий работ, вышедших в финал, создает более-менее выпуклую и объективную картину времени, в котором мы живем. Хотя не стоит забывать, что любой конкурс обречен работать лишь с тем материалом, который прислан его участниками.
Выставка "Литовская пресс-фотография" - тоже итог конкурса. "Выставка состоит из работ авторов, прошедших жесткий отбор в рамках профессионального конкурса среди пресс-фотографов Литвы в 2008 году," -- читаем в пресс-релизе. Темы, представленные на выставке, -- «Новости», «Культура», «Спорт», «Армия», «Гламур», «Портрет», «Природа и защита окружающей среды».
Такое разнообразие тем выставки делает не простой задачу создания цельной экспозиции (тем более, если учесть, что выставка разделена аж на три разные выставочные площадки). Отсутствие расшифровывающих, означающих подписей под фотографиями (что для пресс-фотографии является едва ли не обязательным аттрибутом), еще более усугубляет ситуацию. Что допустимо для документальной фотографии в монотематическом проекте-исследовании или для художественно-документальной фотографии (в духе "решающего момента", например), то недопустимо для пресс-фотографии, главная задача которой оперативно поставлять визуальную информацию о каком-то конкретном событии...
Получилось, что мы видим что-то, но чаще всего мы не совсем понимаем, о чем это...
Большинство пресс-фотографий на этой выставке, действительно, сделаны весьма профессионально с точки зрения фотографического ремесла. Но без комментария они просто молчат... И это совсем не то великое молчание, которым обладают снимки, скажем, Картье-Брессона или Суткуса.
Наверняка, эти пресс-фотографии изначально и не претендовали на то, чтобы достичь уровня художественного осмысления некого события, достичь уровня знака, не требующего текстового пояснения. Ведь пресс-фотография - это прикладной продукт, задача которого - показывать, описывать дискретные события. А по воле организаторов выставки эти газетные снимки как бы стали пытаться выдавать себя за образцы художественно-документальной фотографии... А с этой задачей они справились далеко не всегда... Увы... Я так и не понял, в чем же особенность современной пресс-фотографии Литвы...
PS
Замечательный текст о документальной, фотожурналистской и пресс-фотографии можно найти здесь: http://www.photographer.ru/cult/theory/383.htm#24
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий